Что делать, если налоговая назначила выездную проверку?

Вы знали, что в 2023 году, согласно отчётам ФНС, в России было проведено более 5 200 выездных проверок организаций, ИП и лиц, занимающихся частной практикой, а по итогам — начислено дополнительных платежей в бюджет на сумму более 330 млрд. рублей. Не исключено, что в 2024 году цифры будут значительно больше.

В этой статье вы узнаете, какие предприятия имеют все риски попасть под проверку, как к ней подготовиться, а также четкая инструкция, кто и что должен делать, если проверяющие на пороге.

К кому приходит налоговая?

В большинстве случаев, Федеральная налоговая служба наносит визит, если понимает, что могут быть серьёзные нарушения и большие доначисления по налогам (от нескольких десятков миллионов рублей). У налоговой нет установленного законом обязательства публиковать планы проверок. Поэтому заранее узнать о проверке нельзя.


Выездная проверка проводится на территории компании и предполагает полный спектр всех контрольных мероприятий: изучение документов налогоплательщика и его контрагентов, допрос свидетелей, осмотры, экспертизы, инвентаризацию. Налоговая может запросить документы за определённый период, но имеет право проверить всё за три предшествующих года.


Для выездной проверки, как правило, требуются веские основания, например, если у налоговой есть причины предполагать, что налогоплательщик использует схему ухода от налогов.

Готовимся к выездной проверке налоговой.

Любая проверка, а тем более проверка Федеральной налоговой службой - процедура не самая приятная. И в этом случае результат зависит от того, как подготовятся сотрудники. К слову, не только сотрудники финансовой службы. Помощь и содействие может потребоваться от всех департаментов.

Что делаем обязательно ДО проверки?

1. Для начала необходимо назначить ответственного сотрудника за проведение проверки и его заместителя на случай болезни или отпуска.


2. Подготовить шаблон письма-уведомления задействованным сотрудникам с памяткой.


3. Предусмотреть отдельное помещение для инспекторов.


4. Провести планерку-инструктаж с командой, которая будет работать с налоговыми инспекторами.

Кто имеет право проверять?

Решение о назначении выездной налоговой проверки должно содержать состав группы проверяющих, а также Ф.И.О. и должность подписанта. Актуальная информация о руководстве инспекции доступна на официальном сайте налоговой. Важно! Еcли инспектор не указан в решении, пускать его не нужно. Необходимо сверить предъявленное решение с официально утвержденным шаблоном, а также проверить служебные удостоверения инспекторов. Если инспектор не предъявил удостоверение, он также не имеет права доступа на территорию вашего офиса.

Пошаговый план для офис-менеджера:

1. Должен немедленно уведомить руководителя, службу безопасности, а также заранее назначенного ответственного сотрудника.


2. Должен отправить письмо-уведомление всем о прибытии проверяющих.


3. Необходимо проводить инспекторов в специально выделенное помещение.


4. Может предложить инспекторам напитки и пароль от wi-fi.

Не препятствуем проверяющим!

Помните, что инспектор вправе производить фото-, видеосъемку помещений и документов, а также снимать с документов копии. Ознакомление с оригиналами документов желательно проводить в специально выделенном помещении. Если компьютер остался включенным, инспектор имеет право осмотреть его содержимое. Действия по осмотру содержимого компьютеров являются законными, обоснованными и не нарушают права налогоплательщика, что подтверждается судебной практикой.

Внимание, присутствие понятых обязательно!

Обязательным является участие в осмотре двух понятых, которые должны подписать протокол осмотра. Осмотр будет признан незаконным, если понятые являются сотрудниками компании или инспекции либо фактически не участвовали в осмотре, а подошли только на подписание протокола. Все нарушения инспекторов необходимо зафиксировать в протоколе осмотра, а также максимально подробно указать иные комментарии и замечания. Инспекторы не обязаны представлять компании копию протокола осмотра. Он будет передан вместе с актом проверки.


«Помните, что инспекторов всегда должен сопровождать ответственный сотрудник, чтобы зафиксировать возможное неправомерное поведение. Хорошая подготовка, четкие действия сотрудников, а также эта инструкция – всё это поможет пройти выездную налоговую проверку без стресса и паники».

Артем Бахаров
Управляющий партнер ЮК «Бахаров и партнеры»

Что делать, если хотят забрать документы?

Выемка документов проводится на основании мотивированного постановления, для которого существует официально утвержденный шаблон. Вначале инспектор обязан предложить компании добровольно передать предметы и документы. И только в случае отказа инспектор самостоятельно вскрывает помещения и иные места хранения. Выемка производится в присутствии двух понятых, которые должны подписать протокол.


Изъятые документы и предметы описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и признаков предметов, а по возможности — стоимости предметов. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью/подписью компании. Налогоплательщик имеет право получить копию протокола о выемке.